Сервис Wheely отказался возобновить работу в Москве из-за требований передавать данные о поездках

Сервис личных водителей Wheely, приостановивший работу в Москве из-за пандемии коронавируса, отказался возобновить работу из-за требований столичных властей передавать данные в Единую региональную навигационно-информационную систему (ЕРНИС) департамента транспорта.

«Пока неизвестно, о каких именно данных речь, это должен определить департамент транспорта. Насколько нам известно, департамент настаивает на передаче геолокации всех водителей в реальном времени. Подобное требование Wheely будет оспаривать. Требование передачи данных не связано с пандемией и введенными сейчас ограничениями — оно появилось ещё в 2017 году. Для нас это принципиальный вопрос, поэтому я хочу пояснить нашу позицию», — заявил генеральный директор компании Антон Чиркунов.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕРНИС

"По сути дела, это «режим бога» для департамента транспорта. Система, которая в реальном времени показывает местоположение всех городских служб: скорой помощи, муниципального транспорта, ЖКХ, транспортировщиков опасных грузов и т.п. С 2017 года в ЕРНИС передаются и данные служб такси — с телефонов водителей.

О КАКИХ ДАННЫХ ИДЁТ РЕЧЬ

Информация об автомобиле: марка, модель, цвет, номер.
Информация о водителе: фамилия, имя, отчество, дата рождения, водительский стаж, телефон.
Статус: машина с пассажиром или нет.
Геолокация: местоположение каждой машины в реальном времени.

Эти данные дают возможность постоянно следить за любым водителем и косвенно — за пассажиром. Если известен адрес пассажира — а это может быть и адвокат, и журналист, и политик, — то не составляет труда отследить все поездки из этой точки и установить, когда и куда он поехал, с кем встречался.

ПОЧЕМУ МЫ НЕ СОГЛАСНЫ С ТРЕБОВАНИЕМ ДЕПАРТАМЕНТА ТРАНСПОРТА

ЭТО НЕЗАКОННО

Мы работаем в разных странах мира и везде соблюдаем закон, нравится он нам или нет. Сейчас ни один закон Российской Федерации не устанавливает обязанность передавать геолокацию машин, занятых перевозкой пассажиров — тем более, в реальном времени. Эта обязанность закреплена только для регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам — то есть для автобусов.

Без федерального закона нельзя ограничивать права водителей и пассажиров на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных. Подобная норма не должна вводиться без предварительного обсуждения, участия профильной комиссии, голосования. И полномочия местных властей (города или региона) на это не распространяются.

ЭТО ОПАСНО

Для Wheely очень важна безопасность — это одно из ключевых преимуществ сервиса. Многие выбрали нас именно по этим соображениям.

При передаче геолокации должно использоваться шифрование данных. ЕРНИС сейчас шифрование не поддерживает, то есть геолокация от всех компаний передаётся в открытом виде. Злоумышленникам достаточно перехватить данные, чтобы получить информацию о местоположении каждой машины.

Передача геолокации при таких условиях делает сервис менее безопасным и ставит под угрозу наших клиентов.

ЭТО НЕ РЕШАЕТ НИКАКУЮ ПРОБЛЕМУ

Цели сбора геолокации всех водителей неизвестны. Также неизвестно, как эта информация используется, и у кого есть к ней доступ. Прецедентов передачи такого количества данных нет — ни в других регионах России, ни в других мировых мегаполисах.

Apple и Google запретили использование геолокации даже в приложениях для отслеживания контактов с больными коронавирусом — чтобы не передавать точное местоположение людей и защитить их приватность.

Я хочу привлечь общественное внимание к этой ситуации, и хочу, чтобы наши клиенты понимали, что происходит и что стоит за нашими действиями. Мы уверены, что безопасности поездок можно достичь и без нарушения конфиденциальности" - генеральный директор Wheely Антон Чиркунов.

Бывший вице-президент Wheely по коммуникациям Мария Глазкова рассказала изданию [«Медиазона»], что другие требования для начала работы сервис выполнил. О соблюдении санитарных норм Wheely отчитался в марте перед Роспотребназором. Также сервис запустил проверку пропусков перед заказом поездок через приложение.

Что касается передачи данных, Wheely ожидает нормативный акт от департамента транспорта с дальнейшими разъяснениями, отметила Глазкова. Сейчас сервис работает в режиме «Личный помощник» (доставка продуктов, заказов из ресторанов), уточняет «Коммерсантъ».

С 13 апреля 2020 года в Москве был наложен запрет на работу каршеринга, перевозку пассажиров по заказу и такси, за исключением перевозчиков с разрешением для работы в столице. В результате премиум-класс такси и сервисы вроде Wheely не могли обслуживать пассажиров.

Источник: https://varlamov.ru/3891010.html